СОДЕРЖАНИЕ № 2.2023


Рыжова Н.И., Королева Н.Ю., Лаврухин В.А.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ОСНОВАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

TRAINING CONTENT FOR TEACHERS IN THE BASICS OF CYBER SECURITY ENSURING OF SCHOOLCHILDREN IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

Аннотация

В статье обсуждаются вопросы профессиональной подготовки современных учителей в области безопасного использования цифровых технологий в школьной образовательной практике и обеспечения кибербезопасти школьников. Авторами предлагается содержание факультативного курса, содержание которого направлено на формирование компетенций, обеспечивающих цифровую гигиену и кибербезопасность как самих учителей, так и школьников при взаимодействии в условиях информационной социально-образовательной среды.

The article discusses the issues of modern teachers’ professional training in the use of digital technologies safety in school educational practice and the cybersecurity ensuring of schoolchildren. The authors propose the content of an optional course, the content of which is aimed at developing competencies that ensure digital hygiene and cybersecurity for both teachers and schoolchildren when interacting in a social and educational information environment.

Ключевые слова

цифровизация; цифровые технологии; цифровая гигиена; киберугрозы; обеспечение кибербезопасности; профессиональная подготовка учителей.

digitalization; digital technologies; digital hygiene; cyber threats; cyber security; teacher training.


Белышев А.Ю.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА НА УРОКАХ ФИЗИКИ ТРУДНОСТИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ

EDUCATIONAL ROBOTICS IN PHYSICS LESSONS DIFFICULTIES IN USE AND WAYS TO OVERCOME

Аннотация

В статье показана целесообразность внедрения курса повышения квалификации для учителей физики в области использования робототехники в учебном процессе, а также цели ее использования на уроке. Показано, что возможности применения робототехнических конструкторов в учебном процессе достаточно широки и их реализация требует от учителя методической и технической подготовки.

The article shows the feasibility of introducing a refresher course for physics teachers in the field of using robotics in the educational process, as well as the purpose of its use in the classroom. It is shown that the possibilities of using robotic constructors in the educational process are quite wide and their implementation requires methodological and technical training from the teacher.

Ключевые слова

робототехника; физика; курсы повышения квалификации; робототехнические конструкторы; роботизированный учебный эксперимент.

robotics; physics; advanced training courses; robotic designers; robotic educational experiment.


Ильина Е.А., Засов В.О., Масальский Л.С., Логунова Т.В., Шишиморов А.П.

О ГЕНЕРАЦИИ ВИЗУАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ К ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ABOUT GENERATION OF VISUAL MATERIALS FOR THE EGE IN COMPUTER SCIENCE

Аннотация

В данной работе проанализированы варианты задач на графы из единого государственного экзамена по информатике. Выявлены типы и уровни сложности данных задач. Рассмотрен алгоритм генерации графа, который предназначен для создания онлайн-платформы по подготовке к экзамену по информатике.

In this paper, we have analyzed variants of tasks on graphs from the Unified State Examination in Informatics. Levels and types of complexity of these tasks are revealed. The graph generation algorithm is considered, which is designed to create an online platform for preparing for an exam in computer science.

Ключевые слова

информатика; информационное обеспечение; единый государственный экзамен; начальное образование; алгоритм.

informatics; information support; unified state exam; primary education; algorithm.


Мартынов Д.В.

ПЛАТФОРМА ПОДБОРА АНТРОПОМОРФНЫХ РОБОТОВ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ

PLATFORM FOR SELECTION OF ANTHROPOMORPHOUS ROBOTS FOR USE IN EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация

Статья посвящена проблемам образовательной робототехники, связанным с эффективным подбором моделей образовательных роботов с требуемые характеристики. Описан прототип онлайн-платформы для выбора образовательных роботов, содержащей единый список характеристик, которые могут меняться по мере развития технологий, а также классификацию их параметров. Данная платформа позволяет получить по требуемым характеристикам варианты моделей образовательных роботов, необходимых в учебном процессе при проведении мероприятий образовательной робототехники.

The article is devoted to the problems of educational robotics related to the effective selection of models of educational robots with the required characteristics. A prototype of an online platform for selecting educational robots is described, containing a single list of characteristics that may change with the development of technologies, as well as a classification of their parameters. This platform allows you to obtain, according to the required characteristics, variants of models of educational robots needed in the educational process during educational robotics events.

Ключевые слова

робототехника; образование; платформа антропоморфные роботы.

robotics; education; platform anthropomorphic robots.


Сердюков В.И., Сердюкова Н.А.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА УЧИТЕЛЯ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

THE PROBLEM OF CHOOSING A TEACHER’S PROFESSIONAL GROWTH STRATEGY AND WAYS TO SOLVE IT

Аннотация

Профессиональный рост учителя рассматривается в статье как процесс, реализуемый на основе единого замысла и целенаправленный на повышение уровня обученности учащихся предмету обучения в конкретных условиях с учетом имеющихся при этом ограничений. Достижение целевого результата зависит от выбора учителем стратегии своего профессионального роста. При этом очень важно иметь возможность оценить последствия той или иной стратегии прежде, чем принять решение о ее выборе. В статье предложен подход к оценке последствий такой стратегии, предшествующий ее выбору.

The professional growth of a teacher is considered in the article as a process implemented on the basis of a single plan and aimed at increasing the level of students’ training in the subject of study in specific conditions, taking into account the existing limitations. Achieving the target result depends on the teacher’s choice of a strategy for his professional growth. At the same time, it is very important to be able to assess the consequences of a particular strategy before deciding on its choice.The article suggests an approach to assessing the consequences of such a strategy, preceding its choice.

Ключевые слова

профессиональный рост учителя; стратегия профессионального роста; уровень обученности учащегося; временной ряд; основная тенденция (тренд); волатильность (колеблемость) временного ряда.

teacher’s professional growth; professional growth strategy; student’s learning level; time series; main trend (trend); volatility (fluctuation) of the time series.


Овчинников Ю.Д., Тон Я.В., Рыжова С.А.

ПАТРИОТИЗМ МОЛОДЕЖИ – ФОРМА СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

YOUTH PATRIOTISM IS A FORM OF SOCIALIZATION IN CONDITIONS OF SOCIETY DIGITALIZATION

Аннотация

В статье авторы обращают внимание на развитие патриотического воспитания молодежи на современном этапе развития общества. Сравнивается система патриотического воспитания советского периода и нынешнего в условиях цифровизации общества. Проблема поглощения детей виртуальной реальностью вышла на первый план социализации детей в образовательных учреждениях, на улице и даже в собственной семье. Поток цифровых видов деятельности снизил не только двигательную активность, но и социализацию детей разных возрастов в урочное и неурочное время с утратой традиционных ценностей, формирующих личность и образ страны в целом. Необходимо сохранять традиционные ценности, накопленные поколениями в борьбе за сохранение народа и великого прошлого страны. Показана внеурочная деятельность детей и подростков в региональной особенности – Краснодарский край, одна из форм социализации молодежи разных возрастов – занятие избранным видом спорта «Велоспортом» в спортивной школе. Представлена педагогическая концепция поздравления с праздником Дня Победы в формате учебной тренировки. Данная методика использует патриотическую символику страны в режиме реального времени и общественного места использования. Данный подход понятен детям и может быть повторен ими самостоятельно с другими детьми для пропаганды исторических ценностей страны в условиях цифрового развития общества.

The authors draw attention to the development of patriotic education of young people at the present stage of development of society. The system of patriotic upbringing of the Soviet period and the current one under the conditions of digitalization of society is compared. The problem of the absorption of children into virtual reality came to the forefront of the socialization of children in educational institutions, on the street and even in their own families. The flow of digital activities has reduced not only motor activity, but also the socialization of children of different ages in class and out of class time with the loss of traditional values that form the personality and image of the country as a whole. It is necessary to preserve traditional values accumulated by generations in the struggle to preserve the people and the great past of the country. Shows the extracurricular activities of children and adolescents in the regional particularity - Krasnodar region, one of the forms of socialization of young people of different ages - engaging in a selected sport «Cycling» in a sports school. Presented pedagogical concept of Victory Day greeting in the format of a training session. This methodology uses the patriotic symbols of the country in real time and public places of use. This approach is understood by children and can be repeated by them independently with other children to promote the historical values of the country in a digital society.

Ключевые слова

гражданско-патриотическое воспитание; велосипедный спорт; педагогические компетенции; спорт; учебная тренировка; внеурочная деятельность; дополнительное образование; праздник Победы.

civic-patriotic education; cycling; pedagogical competence; sports; training; extracurricular activities; additional education; Victory Day.


Сухоленцева А.А.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «МЕХАТРОНИКА И РОБОТОТЕХНИКА» ПРОФИЛЯ «АВТОНОМНЫЕ РОБОТЫ»

PRACTICAL SCHEMES OF THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AND ELEMENTS OF THE MODEL OF FORMATION OF LABOR BEHAVIOR IN THE FIELD OF TRAINING «MECHATRONICS AND ROBOTICS» PROFILE «AUTONOMOUS ROBOTS»

Аннотация

Промышленный кластер робототехники и мехатроники в настоящее время развивается в направлении форсайтных технологий, определяя новые горизонты и формируя иной компетентностный репертуар для подготовки будущих специалистов в области мехатроники и робототехники. Автором сделана попытка провести рефлексивный мониторинг алгоритмов учебной подготовки будущих бакалавров в области мехатроники и робототехники. Форсайт в области «Мехатроника и робототехника» проявляется как опережающий уровень развития техники и технологий, смена прежних рабочих регламентов, динамическая локация трудовых ресурсов и новые требования к профессиональной мобильности.

The industrial cluster of robotics and mechatronics is currently developing in the direction of foresight technologies, defining new horizons and forming a different competence repertoire for training future specialists in the field of mechatronics and robotics. The author provides an attempt to conduct a reflexive monitoring of the training algorithms for future bachelors in the field of mechatronics and robotics. Foresight in the field of «Mechatronics and Robotics» manifests itself as an advanced level of development of engineering and technology, changes in the previous work regulations, a dynamic location of labor resources and new requirements for professional mobility.

Ключевые слова

профильная подготовка инженерных кадров; мобильный кадровый резерв; специализация индивидуальной подготовки бакалавр; мониторинг индивидуальных (групповых) траекторий обучения; конструирование репертуара рабочих действий; трудовых функций.

specialized training of engineering personnel; mobile personnel reserve; specialization of individual bachelor training; monitoring the individual (group) learning trajectories; designing a repertoire of work actions; work functions.


Табачук Н.П., Бусарова У.А.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ В КАРТАХ ВИЗУАЛИЗАЦИИ

EDUCATIONAL CONTENT OF THE UNIFIED STATE EXAM IN COMPUTER SCIENCE IN VISUALIZATION MAPS

Аннотация

В статье проводится анализ образовательного контента, содержащегося в едином государственном экзамене (ЕГЭ) по информатике. Рассматривается способ подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике с помощью карт визуализации как педагогического инструмента для трансляции опыта смыслообразования. Цель исследования: описать проект как стартап по подготовке школьников старших классов к ЕГЭ по информатике на основе карт визуализации, показать их значимость, актуальность разработки и использования в учебном процессе. Результатами исследования являются карты визуализации для некоторых задач ЕГЭ по информатике. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования карт визуализации в подготовке учащихся старших классов к ЕГЭ по информатике, трансляции опыта создания карт среди студентов направления подготовки «Педагогическое образование».

The article analyzes the educational content contained in the Unified State Examination in Informatics. A method of preparing students for the Unified State Examination in computer science using visualization maps as a pedagogical tool for translating the experience of meaning formation is considered. The purpose of the study: to describe the project as a start-up for preparing high school students for the Unified State Examination in computer science based on visualization maps, to show their significance, the relevance of development and use in the educational process. The results of the study are visualization maps for some tasks of the Unified State Examination in Informatics. The practical significance of the study lies in the possibility of using visualization maps in the preparation of high school students for the Unified State Examination in computer science, transferring the experience of creating maps among students in the field of pedagogical education.

Ключевые слова

ЕГЭ по информатике; ментальные схемы Н.И. Пака; опорные листы В.Ф. Шаталова; карты визуализации.

Unified State Examination in Informatics; N.I. Pak’s mental diagrams; V.F. Shatalov; visualization maps.


Мухаметзянов И.Ш.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ

INFORMATION LITERACY AND PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF STUDENTS IN THE POST-PANDEMIC PERIOD

Аннотация

Вопросы информационной грамотности манифестировали в период пандемии. Именно она определяла не только возможность реализации любого вида деятельности, но и служила залогом сохранения социальных связей и интересов в жизни в условиях самоизоляции. Вполне очевидно, что именно наличие информационной грамотности и ее уровень влияли на психологическое состояние человека, его социализацию. Значительное изменение психологического климата в современном обществе имеет не только социальную, но и экономическую характеристику. Неравенство по уровню информационной грамотности заново форматирует общество и социальные коммуникации, определяет успешность человека. В рамках представленной ниже работы мы попытались охарактеризовать влияние информационной грамотности на здоровье общества и отдельных его членов – здоровье психологическое, результирующее в соматических заболеваниях.

Issues of information literacy manifested themselves during the pandemic. It determined not only the possibility of participating in any type of activity, but also served as a guarantee of preserving social ties and interests in life in conditions of self-isolation. It is obvious that it was the presence of information literacy and its level that influenced the psychological state of a person, his socialization. A significant change in the psychological climate in modern society has not only social, but also economic characteristics. Inequality in the level of information literacy re-formats society and social communications, determines the success of a person. In the framework of the work presented below, we have tried to characterize the impact of information literacy on the psychological health of society and its individual members, which results in diseases.

Ключевые слова

информационная грамотность; информационная перегрузка; психологические состояния; гигиеническое нормирование в образовании; информационные и коммуникационные технологии.

information literacy; information overload; psychological states; hygienic standardization in education; information and communication technologies.


Яламов Г.Ю., Демидова Ю.В., Миндзаева Э.В., Аверченко Е.В

УПРАВЛЕНИЕ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

MANAGEMENT OF A SMALL EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

Аннотация

Рассмотрены аспекты применения цифровых технологий в управлении малокомплектными образовательными организациями. В частности, технологии искусственного интеллекта и больших данных, актуальные в управлении малокомплектными образовательными организациями (МКОО). Определена цифровая среда управления МКОО в условиях цифровой трансформации образования. Выделены факторы, определяющие функционирование этой среды.

The aspects of the application of digital technologies in the management of small-scale educational organizations are considered. In particular, artificial intelligence and big data technologies that are relevant in the management of small-scale educational organizations (SSEO). The digital environment for managing of SSEO in the context of the digital transformation of education has been determined. The factors that determine the functioning of this environment are identified.

Ключевые слова

цифровая трансформация образования; малокомплектные образовательные организации; управление образовательными организациями; цифровая среда управления; управление через среду.

digital transformation of education; small educational organizations; management of educational organizations; digital management environment; management through the environment.


Клеветова Т.В., Комиссарова С.А., Машков А.В.

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТЕХНОПАРКА

EXPERIENCE IN ORGANIZING STUDENTS’ PROJECT ACTIVITIES IN COMPUTER SCIENCE IN THE CONDITIONS OF AN EDUCATIONAL TECHNOPARK

Аннотация

В статье представлены характеристики образовательного технопарка, рассмотрены методические аспекты организации проектной деятельности обучающихся по информатике в рамках образовательного технопарка.

The article presents the characteristics of the educational technopark, discusses the methodological aspects of the organization of project activities of students in computer science within the educational technopark.

Ключевые слова

проект; проектная деятельность; технопарк; онлайн-курс; информатика.

project; project activity; technopark; online course; computer science.


Чикова О.А., Сартаков И.В., Бурдин В.Р., Чупин Н.А.

ОБУЧЕНИЕ РОБОТОТЕХНИКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ

TEACHING ROBOTICS AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF LOGICAL THINKING IN PRESCHOOLERS BY AN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация

Изучено влияние обучения воспитанников детского сада основам робототехники на развитие логического мышления детей вследствие качественного изменения образовательной среды дошкольной организации. Измерение уровня развития логического мышления дошкольников проводили с помощью методики «Логические задачи», позволяющей выявить различия в овладении ребенком такими логическими операциями. Оценка качественных изменений образовательной среды детского сада, направленных на развитие логического мышления детей при обучении их робототехнике, проводилась по разработанными авторами специальным шкалам: шкале поддержки логического мышления и шкале качества предметно-пространственной среды организации, характеризующая поддержку логического мышления дошкольников. Гипотеза о положительном влиянии обучения детей старшего дошкольного возраста робототехнике на уровень развития их логического мышления не подтвердилась. Учитывая актуальность выявления условий развития логического мышления детей при обучении основам робототехники, полученные результаты указывают на перспективность применения новых методик оценки качественных изменений образовательной среды детского сада: шкалы поддержки логического мышления и шкале качества предметно-пространственной среды организации, характеризующая поддержку логического мышления дошкольников.

The influence of teaching kindergarten students the basics of robotics on the development of logical thinking of children due to qualitative changes in the educational environment of a preschool organization has been studied. Measurement of the level of development of logical thinking of preschoolers was carried out using the «Logical Tasks» technique, which allows to identify differences in the child’s mastery of such logical operations. The assessment of qualitative changes in the kindergarten educational environment aimed at the development of logical thinking of children when teaching them robotics was carried out according to special scales developed by the authors: the scale of logical thinking support and the scale of the quality of the subject-spatial environment of the organization, characterizing the support of logical thinking of preschoolers. The hypothesis about the positive impact of teaching robotics to older preschool children on the level of development of their logical thinking has not been confirmed. Taking into account the relevance of identifying the conditions for the development of logical thinking of children when teaching the basics of robotics, the results obtained indicate the prospects of using new methods for assessing qualitative changes in the kindergarten educational environment: the scale of logical thinking support and the scale of the quality of the subject-spatial environment of the organization, characterizing the support of logical thinking of preschoolers.

Ключевые слова

логическое мышление; образовательная робототехника; дети старшего дошкольного возраста; образовательная среда дошкольной организации; шкала поддержки логического мышления (ШПЛМ); шкала Early Childhood Environment Rating Scale; предметно-пространственная развивающая среда.

logical thinking; educational robotics; children of senior preschool age; educational environment of a preschool organization; logical thinking support scale; Early Childhood Environment Rating Scale.


Сердюков В.А.

УРОКИ ПО ИНФОРМАТИКЕ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ СПЕЦШКОЛЫ И СОЗДАНИЕ ЗАДАЧНИКА ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ

LESSONS IN INFORMATICS IN THE COMPUTER CLASS OF A SPECIAL SCHOOL AND THE CREATION OF A PROGRAMMING BOOK

Аннотация

В статье рассматривается предложение использовать на уроках информатики при обучении программированию моделирование задач, помогающих осваивать отдельные темы в таких дисциплинах, как математика, физика, астрономия и других. Предлагается создать задачник по программированию.

The article discusses the proposal to use in computer science lessons when teaching programming problem modeling that helps to master certain topics in such disciplines as mathematics, physics, astronomy and others. It is proposed to create a programming book.

Ключевые слова

обучение программированию в школе; компьютерное моделирование; оператор цикла; мультфильм на компьютере; Единый государственный экзамен и Основной государственный экзамен по информатике.

teaching programming at school; computer modeling; cycle operator; cartoon on a computer; Unified State Exam and Basic State Exam in computer science.


Голубев О.Б., Бутакова М.В., Биловол Е.О.

МОДЕРАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В ДОМЕ НАУЧНОЙ КОЛЛАБОРАЦИИ ИМ. С.В. ИЛЬЮШИНА

FEATURES MODERATION AS AN EFFECTIVE LEARNING TECHNOLOGY IN HOUSE OF SCIENTIFIC COLLABORATION NAMED AFTER S.V. ILYUSHIN

Аннотация

В статье раскрыты особенности реализации педагогической технологии модерация в учебном процессе Центра «Дом научной коллаборации им. С.В. Ильюшина» (структурное подразделение Вологодского государственного университета). Авторы статьи описывают процесс обучения в Центре на основе педагогической технологии модерации и ее дидактических целей.

The article reveals the features of the implementation of pedagogical technology moderation in the educational process of the Center «House of Scientific Collaboration named after S.V. Ilyushin» (a structural subdivision of Vologda State University). The authors of the article describe the learning process at the Center based on the key stages of the moderation technology and its didactic goals.

Ключевые слова

дом научной коллаборации; компьютерные технологии; модерация; проектная деятельность; практико-ориентированные кейсы.

house of scientific collaboration; computer technology; moderation; project activity; practice-oriented cases.


Антонова А.А.

РЕАЛИЗАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДИАТРИЯ» В ОРДИНАТУРЕ

IMPLEMENTATION OF THE WORKING PROGRAM OF THE EDUCATIONAL DISCIPLINE «PEDIATRY» IN RESIDENCE

Аннотация

В работе представлена разработка образовательной программы учебной дисциплины «Педиатрия» высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации (ординатура) в соответствии с профессиональными стандартами.

The paper presents the development of an educational program for the academic discipline «Pediatrics» of higher education – training of highly qualified personnel (residency) in accordance with professional standards.

Ключевые слова

высшее образование; ординатура; рабочая программа; педиатрия.

higher education; residency; work program; pediatrics.


Данилов В.А.

ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ – ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ К ПОСТУПЛЕНИЮ И ДАЛЬНЕЙШЕМУ РЕЗУЛЬТАТИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ: ВЗГЛЯД ПЕДАГОГА, УПРАВЛЕНЦА, ЮРИСТА

TRANSFORMATIONAL PROCESSES DURING SCHOOL EDUCATION ARE THE BASIS FOR EFFECTIVE PREPARATION FOR ADMISSION AND FURTHER EFFECTIVE STUDY AT THE UNIVERSITY: THE VIEW OF A TEACHER, MANAGER, LAWYER

Аннотация

Рассматриваются трансформационные процессы во время обучения в школе, вопросы модернизации системы образования, предлагается авторское видение для совершенствования системы подготовки к единому государственному экзамену по профильной математики для создания базиса к обучению в вузе.

The article examines the transformational processes during school education, the issues of modernization of the education system, offers the author’s vision for improving the system of preparation for the unified state exam in specialized mathematics to create a basis for studying at a university.

Ключевые слова

трансформационные процессы; система образования; единый государственный экзамен; профильная математика; методика подготовки.

transformation processes; education system; unified state exam; specialized mathematics; methods of preparation.


Выборнов А.Н., Русаков А.А.

НЕКОТОРЫЕ ИННОВАЦИИ В КУРСЕ ЛИНЕЙНОЙ АЛГЕБРЫ: МОДИФИЦИРОВАННЫЙ АЛГОРИТМ МЕТОДА ГАУССА

SOME INNOVATIONS IN THE COURSE OF LINEAR ALGEBRA: MODIFIED ALGORITHM OF THE GAUSS METHOD

Аннотация

В работе предлагается разработанное авторами правило – пересчета, используемое при реализации метода Гаусса. Метод Гаусса с этим правилом становится удобным точным методом, отвечающим современному информатико-алгоритмическому духу современной науки и образования. Включение изучения этого правила в программу курса линейной алгебры позволило улучшить освоение студентами учебного материала. Авторы считают особенно важным в период цифровой трансформации образования переосмысление и цифровую модификацию традиционных курсов, в том числе курсов информатики.

The paper proposes the -recalculation rule developed by the authors, which is used in the implementation of the Gauss method. The Gauss method with this rule becomes a convenient exact method that meets the modern informatics-algorithmic spirit of modern science and education. The inclusion of the study of this rule in the program of the linear algebra course made it possible to improve the mastering of educational material by students. The authors consider it especially important in the period of digital transformation of education to rethink and digitally modify traditional courses.

Ключевые слова

матрица; система линейных уравнений; метод Гаусса; технологии в высшей школе.

matrix; system of linear equations; Gaussian method; technology in higher education.


Король А.М., Поличка А.Е., Табачук Н.П.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИЙ ТРАНСПРОФЕССИОНАЛИЗМА

DIGITAL TRANSFORMATION OF TEACHER TRAINING IN THE FIELD OF INFORMATIZATION OF THE REGIONAL EDUCATION SYSTEM FROM THE PERSPECTIVE OF TRANSPROFESSIONALISM

Аннотация

Рассмотрены опыт Хабаровского отделения Академии информатизации образования и варианты педагогического инструментария реализации возможности использования цифровой трансформации образования как средства подготовки выпускников педагогических образовательных программ к будущей профессиональной деятельности в региональной системе образования.

The experience of the Khabarovsk branch of the Academy of Informatization of Education and variants of pedagogical tools for implementing the possibility of using digital transformation of education as a means of preparing graduates of pedagogical educational programs for future professional activity in the regional education system are considered.

Ключевые слова

цифровая трансформация образования; организация подготовки педагогических кадров; региональная система образования; принципы проектирования организации подготовки педагогических кадров в области информатизации; транспрофессиональная направленность.

digital transformation of education; organization of teacher training; regional education system; principles of designing the organization of teacher training in the field of informatization; transprofessional orientation.


Широкова Е.В., Вострокнутов И.Е., Луканкин А.Г., Мосиенко Л.В., Слободская И.Н.

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ НЕЧЕТКОЙ КОГНИТИВНОЙ КАРТЫ

MODELING OF THE SYSTEMS FOR PROJECT ACTIVITIES OF STUDENTS-TEACHER BASED ON FUZZY COGNITIVE MAP

Аннотация

В статье обобщены результаты моделирования сложной системы проектной деятельности студентов вуза с использованием нечеткой когнитивной карты для обоснования связи составляющих воспитательного пространства вуза, влияющих на формирование ценностно-смыслового отношения будущего педагога к воспитанию в процессе проектной деятельности. Для эффективного управления любым процессом, достижения определенного эффекта в будущем необходимы математические модели различных процессов и явлений. Но там, где точные количественные измерения невозможны, где применимы только качественные экспертные оценки, управление протекает в условиях неопределенности. Нечеткая когнитивная модель (карта) позволяет рассмотреть в процессе взаимовлияния разнородные смысловые структуры: ценностно-смысловую сферу личности будущего учителя; проектную деятельность через субъективный опыт; воспитательное пространство вуза, механизмом организации которого является проектная деятельность). В результате компьютерных исследований уточняются условия применимости предлагаемой нечеткой модели, анализируется динамика изменений сложной системы, определены этапы уточнения числовых данных и перспективы моделирования.

The article summarizes the preliminary results of modeling a complex system of student project activity using a fuzzy cognitive map. For effective management of any process, to achieve a certain effect in the future, mathematical models of various processes and phenomena are needed. But where accurate quantitative measurements are impossible, where only qualitative expert assessments are applicable, management proceeds under conditions of uncertainty. The fuzzy cognitive model (map) allows us to consider heterogeneous semantic structures in the process of mutual influence: the value-semantic sphere of the personality of the future teacher; project activity through subjective experience and social and material results; the infrastructure of the educational space of the university formed in the process of project activity. As a result of computer research, the conditions of applicability of the proposed model are clarified, the dynamics of changes in a complex system is analyzed; steps to refine numerical data and modeling prospects are determined.

Ключевые слова

нечеткая когнитивная модель; система проектной деятельности студентов вуза; ценностно-смысловое отношение будущего учителя; компьютерное моделирование.

fuzzy cognitive model; the system of project activity of students at the university; the value-semantic sphere of the personality of the future teacher; computer modeling.


Бакушев С.В.

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОТКРЫТОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

ON THE USE OF OPEN SOURCE SOFTWARE IN A TECHNICAL UNIVERSITY

Аннотация

В статье рассматривается открытое программное обеспечение персональных компьютеров – программные продукты, предназначенные для решения технических задач расчетного характера в инженерных вузах. Акцент сделан на систему аналитических вычислений Maxima с классплатформенным графическим интерфейсом WXMaxima.

The article deals with open source software for personal computers – software products designed to solve technical problems of a computational nature in engineering universities. The emphasis is on Maxima analytical computing systems with a class-platform graphical interface wxMaxima.

Ключевые слова

информационные технологии; программное обеспечение персональных компьютеров; не лицензионные программные продукты; программа Maxima.

information technology; personal computer software; non-licensed software products; Maxima program.


Горлов C.И., Казиахмедов Т.Б.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАНИЮ IT БАКАЛАВРОВ: ИГРОВЫЕ СРЕДЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ ИГР

METHODS OF TEACHING IT BACHELOR PROGRAMMING: GAME ENVIRONMENTS AND GAME PROGRAMMING

Аннотация

Статья посвящена методам обучения программированию, которые позволяют продемонстрировать на практике возможности изучаемых языков, способов и средств. Они предусматривают разработку обучающимися программных продуктов и охватывают следующие основные разделы: алгоритмы, условные операторы и ветвления, циклы, массивы, графическое наполнение, анимация, взаимодействие с пользователем, стили программирования, классификация структур и алгоритмов поиска и сортировки, жадные алгоритмы. Для достижения педагогических целей автор предлагает программировать реальные ситуации, решение которых требует использование структурного, функционального, логического, объектно-ориентированного стилей программирования и реализацию интеллектуальных логических игр при изучении функционального и логического стилей программирования.

The article is devoted to the methods of teaching programming, which allow to demonstrate in practice the possibilities of the studied languages, methods and means. They provide for the development of software products by students and cover the following main sections: algorithms, conditional operators and branching, loops, arrays, graphic content, animation, user interaction, programming styles, classification of structures and algorithms for searching and sorting, greedy algorithms. To achieve pedagogical goals, the author proposes to program real situations, the solution of which requires the use of structural, functional, logical, object-oriented programming styles and the implementation of intellectual logic games in the study of functional and logical programming styles.

Ключевые слова

программирование; практическое обучение; игровые технологии; алгоритмизация; стили программирования; логические игры; игровые технологии обучения.

programming; practical training; game technologies; algorithmization; programming styles; logic games; game learning technologies.


Добрынин В.Н., Шевелева О.Е., Гончарова Я.А.

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

METHODOLOGY OF FORMATION AND ASSESSMENT OF SOFT SKILLS

Аннотация

В данном исследовании представлена методика развития трех личностных компетенций (самостоятельность, критичность и эвристическая способность), универсальный метод их количественной оценки, а также проект системы выявления уровня личностных компетенций и их дальнейшего развития. Обоснована необходимость ориентации обучения в сторону развития некоторых цифровых личностных компетенций, в связи с их недостаточным уровнем у выпускников.

This paper presents a methodology to develop three personal competencies (independence, criticality, and heuristics), a universal method for quantifying their assessment, and a system project to implement the identification of the level of personal competencies and their further development.

Ключевые слова

«гибкие» навыки; личностные компетенции; оценка компетенций; развитие личностных компетенций; компетентностный подход.

soft skills; personal competencies; competency assessment; development of personal competencies; competency based approach.


Мамаев И.И.

ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ КОГНИТИВНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКОВ-МОНУМЕНТАЛИСТОВ

INFORMATION MODELING AS AN ELEMENT OF THE COGNITIVE TOOLKIT FOR THE TRAINING OF MONUMENTAL ARTISTS

Аннотация

В статье рассматриваются особенности общеобразовательной и специальной подготовки художников-монументалистов. Делается вывод, что в содержании этой подготовки большое место отводится информационному, визуальному, моделирования, хотя, во-многом, это делается неявно и не системно. Учитывая роль когнитивного фактора в современной профессиональной деятельности, видится целесообразным выделения вопросов, связанных с информационным и компьютерным моделированием в отдельный общеобразовательный модуль. Предлагается содержание и структура данного модуля.

The article discusses the features of general education and special training of muralists. It is concluded that in the content of this training, a large place is given to information, visual, modeling, although, in many respects, this is done implicitly and not systematically. Considering the role of the cognitive factor in modern professional activity, it seems appropriate to single out issues related to information and computer modeling in a separate general educational module. The content and structure of this module is proposed.

Ключевые слова

информационная модель; визуальный образ; художник-монументалист; общеобразовательный модуль; содержание обучения.

information model; visual image; muralist; general education module; learning content.


Михалева О.В.

ПРИМЕНЕНИЕ ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ БАКАЛАВРОВ-ЛИНГВИСТОВ

APPLICATION OF IMMERSIVE TECHNOLOGIES IN CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION OF BACHELOR-LINGUISTS

Аннотация

В статье рассматривается реализация образовательного процесса в вузе в контексте цифровой трансформации образования. Представлен перечень иммерсивных технологий и их возможности применения в качестве одного из методических инструментариев при подготовке будущих бакалавров-лингвистов к профессиональной переводческой и преподавательской деятельности.

The article discusses the implementation of the educational process at the university in the context of the digital transformation of education. A list of immersive technologies and their possibilities of application as one of the methodological tools in the preparation of future linguist bachelors for professional translation and teaching activities is presented.

Ключевые слова

бакалавр; виртуальная реальность; дополненная реальность; иммерсивные технологии; иностранный язык; интерактивная образовательная платформа; методическое сопровождение; цифровая трансформация образования; цифровой контент; цифровые технологии.

bachelor; virtual reality; augmented reality; immersive technologies; foreign language; interactive educational platform; methodological support; digital transformation of education; digital content; digital technologies.


Тимофеева К.Е.

ПОЛИМЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

POLYMETHODICAL METHOD OF TEACHING INFORMATICS TO STUDENTS IN THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация

Обозначены и обоснованы компоненты, включенные в состав полиметодического приема, направленного на повышение результативности обучения информатике студентов системы среднего профессионального образования (СПО). На основании сравнительного анализа распространенных в педагогической практике приемов, методов и технологий был сделан вывод о целесообразности включения в состав полиметодического приема обучения информатике в системе СПО следующих компонентов: коллективных способов обучения, вопросного метода, игровых технологий и интуитивного метода, как наиболее эффективных.

The components included in the composition of the polymethodical technique aimed at improving the effectiveness of teaching informatics to students of secondary vocational education (SVE) system are identified and substantiated. Based on a comparative analysis of the techniques, methods and technologies common in pedagogical practice, it was concluded that it is expedient to include the following components in the polymethodical method of teaching informatics in SVE system: collective teaching methods, question method, gaming technologies and intuitive method, as the most effective.

Ключевые слова

полиметодический прием; обучение информатике; игровые техники; коллективные способы обучения; вопросный метод обучения; интуитивное обучение.

polymethodical technique; teaching computer science; gaming techniques; collective learning methods; question learning method; intuitive learning.


Сердюков Е.В., Сердюкова М.С.

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ЕДИНОГО КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ ТАКТИЛЬНЫХ ПУТЕЙ

PREREQUISITES FOR THE DEVELOPMENT OF A SINGLE COURSE OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION FOR SPECIALISTS IN THE FIELD OF DESIGN AND EXAMINATION OF TACTIL PATHWAYS

Аннотация

В статье приводятся аргументы о необходимости разработки учебной программы, которая в будущем может повлиять на безопасность граждан. Сформулированы возможные разделы и дисциплины программы, в рамках которой предложен курс дистанционной переподготовки инженерных специальностей.

The article provides arguments about the need to develop a curriculum that in the future may affect the security of citizens. Possible sections and disciplines of the program are formulated.

Ключевые слова

незрячие; слабовидящие; слепые; тактильные указатели; учебная программа по тактильным путям.

blind; visually impaired; blind; tactile pointers; curriculum on tactile pathways.


Чэнь У.

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ФЕНОМЕНА «БОЛЬШИХ ДАННЫХ»

FORMATION OF ICT-COMPETENCIES OF STUDENTS OF ARTISTIC AND GRAPHIC SPECIALTIES IN THE CONDITIONS OF THE PHENOMENON OF «BIG DATA»

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования навыков информационной деятельности в условиях сформировавшегося феномена «Больших данных». Подобные навыки становятся необходимыми для широкого круга специалистов, в частности, в области художественно-графического творчества. Обосновывается целесообразность рассматривать эти навыки как расширение содержания ИКТ-компетентности студентов, специализирующихся в названной области. Особенностью их работы с большими данными является опора на визуальные образы, которые позволяют представлять информацию в сжатом виде.

The article deals with the problem of the formation of skills of information activity in the conditions of the formed phenomenon of «Big Data». Such skills become necessary for a wide range of specialists, in particular, in the field of artistic and graphic creativity. The expediency of considering these skills as an extension of the content of ICT-competence of students specializing in the named field is substantiated. A feature of their work with big data is the reliance on visual images that allow you to present information in a compressed form.

Ключевые слова

ИКТ-компетентность; большие данные; визуализация; живопись и графика.

CT-competence; Big data; visualization; painting and graphics.


Худик В.А., Тельнюк И.В.

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ОПЫТ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ В САМООЦЕНКЕ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

REFLEXIVE EXPERIENCE OF LECTURES IN SELF-ASSESSMENT OF SUBJECTS OF INFORMATION AND EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация

В статье обсуждается применение информационных и коммуникационных технологий в условиях лекционных занятий. Анкетирование студентов и преподавателей вуза позволило выделить 5 шкал самооценок, отражающих рефлексивный опыт восприятия и понимания современной лекции. Обосновывается необходимость соблюдения информационных и эргономических требований к организации лекционных занятий, а также отмечается особая роль дистанционных форм обучения.

The article discusses the use of information and communication technologies in lecture classes. The survey of students and teachers of the university allowed us to identify 5 self-assessment scales reflecting the reflexive experience of perception and understanding of a modern lecture. The necessity of compliance with information and ergonomic requirements for the organization of lectures is substantiated, and the special role of distance learning forms is also noted.

Ключевые слова

лекционные занятия; виды лекций; анкетирование; студенты; преподаватели; рефлексивный опыт; мотивация учения; информационные технологии; телекоммуникационные образовательные платформы; цифровая трансформация образования.

lectures; types of lectures; questionnaires; students; teachers; reflexive experience; motivation of teaching; information technology; telecommunication educational platforms; digital transformation of education.


Черепанова А.Л.

ОСОБЕННОСТИ НЕКОТОРЫХ ТИПОВ ВОПРОСОВ LMS MOODLE ПРИ СОЗДАНИИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

FEATURES OF SOME TYPES OF LMS MOODLE QUESTIONS WHEN CREATING TESTS

Аннотация

В статье предложено рассмотрение нескольких типов вопросов в системе LMS Moodle для создания тестовых заданий. Описаны особенности типов вопросов при начислении баллов за ответы.

The article proposes consideration of several types of questions in the LMS Moodle system for creating test items. The features of the types of questions when scoring points for answers are described.

Ключевые слова

информатика; тестирование; типы тестовых вопросов; LMS Moodle; MS Excel.

computer science; testing; test questions; LMS Moodle; MS Excel.


Овчинников Ю.Д., Брызгун В.В., Иватская С.В.

МОДУЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО СПОРТА В ИНФОГРАФИКЕ

MODULAR DESIGN OF SCHOOL SPORT DEVELOPMENT IN INFOGRAPHICS

Аннотация

Отмечено, что общеобразовательные школы на своей базе осваивают серьезный сегмент – школьный спорт, в тоже время происходит процесс регионализации российского спорта с учетом модулей по видам спорта, реализуемых на базе общеобразовательных школ. С помощью методов проектных технологий и инфографики показаны перспективы развития школьного спорта с помощью модулей по видам спорта плаванию, футболу, хоккею, регби, гимнастике, гандболу, самбо, дзюдо, шахматам и другим. В исследовании представлены критерии, по которым педагогически целесообразно общеобразовательным школам определить эффективность модуля, а также опыт студентов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма в проведении интегрированных уроков по видам спорта и пропаганде малоизвестных видов спорта на примере древнерусской игры «Лапты» и ее разновидности – Казачьей лапты.

The authors note in the article that general education schools are mastering a serious segment on their basis – school sports, at the same time, the process of regionalization of Russian sports is taking place, taking into account the modules on sports implemented on the basis of general education schools. Using the methods of project technologies and infographics, the prospects for the development of school sports are shown using modules on the sports of swimming, football, hockey, rugby, gymnastics, handball, sambo, judo, chess and others. The study presents the criteria by which it is pedagogically expedient for general education schools to determine the effectiveness of the module, as well as the experience of students of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism in conducting integrated lessons on sports and promoting little-known sports on the example of the ancient Russian game «Lapta» and its varieties – Cossack lapta.

Ключевые слова

образовательный модуль; школьный спорт; школьный спортивный клуб; дзюдо; шахматы; плавание; лапта; скалолазание; детско-юношеский спорт.

educational module; school sports; school sports club; judo; chess; swimming; round shoes; rock climbing; youth sports.


Коцюба И.Ю., Панает Р.Т., Панает В.Т., Шиков А.Н.

СИСТЕМА ПРОГРАММНОЙ ПОДДЕРЖКИ ТЕСТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНАМ ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА

THE SYSTEM OF SOFTWARE SUPPORT FOR TESTING STUDENTS IN INDIVIDUAL TRAINING IN THE DISCIPLINES OF THE HUMANITIES AND SOCIO-ECONOMIC CYCLE

Аннотация

В статье исследуются проблемы использования интеллектуальных информационных технологий при разработке тестовых сценариев с учетом специфики контента дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла. Данная статья направлена на раскрытие комплекса проблем предобработки образовательного контента и проблемно-ориентированного применения к нему различных классификаций педагогических тестов. В статье представлены диаграммы прецедентов для идентификации функциональных возможностей пользователя, модель данных разработанного программного комплекса с использованием модели «сущность-связь». Разработанное в рамках проведенного исследования программное обеспечение позволяет сокращать трудоемкость проектирования тестов педагогом, учитывать различные категории тестов по цели их педагогического применения и характеру навигации по контенту.

The article examines the problems of using intelligent information technologies in the development of test scenarios, taking into account the specifics of the content of the disciplines of the humanities and socio-economic cycle. This article is aimed at revealing the complex of problems of preprocessing educational content and problem-oriented application of various classifications of pedagogical tests to it. The article presents use case diagrams for identifying user functionality, a data model of the developed software package using the entity-relationship model. The software developed within the framework of the conducted research makes it possible to reduce the complexity of designing tests by a teacher, to take into account various categories of tests according to the purpose of their pedagogical application and the nature of content navigation.

Ключевые слова

информационные технологии в образовании; тестирование; обучение в индивидуальном формате; образовательный контент; цифровизация гуманитарных дисциплин.

information technologies in education; testing; training in an individual format.


Шутикова М.И., Клокарь П.А.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЕРВИС – ПЛАТФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

INFORMATION AND EDUCATIONAL SERVICE – SOCIAL SECURITY PLATFORM

Аннотация

В статье рассматривается проблема обеспечение деятельности социально-профилактической службы для социально незащищенных слоев населения на платформе образовательного сервиса. Через различные сферы деятельности общества рассматривается, каким образом можно внедрить институты социальной помощи и организации путем образования через информационно-образовательный сервис.

The article considers the problem of providing social and preventive services for the socially disadvantaged populations on the platform of educational services. Through various spheres of society is considered how to introduce institutions of social assistance and organizations through education through information and educational service.

Ключевые слова

социальная помощь; образование; сервис; программа.

social assistance; education; service; program.


Михалева О.В.

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF LINGUISTIC EDUCATION

Аннотация

В статье нами рассматриваются аспекты применения цифровых технологий в рамках лингвистического образования. Представлены возможности использования веб-приложений, а именно возможностей осуществления процесса подготовки будущих лингвистов к профессиональной переводческой деятельности с использованием приложений Web 2.0.

The article discusses the aspects of the use of digital technologies in the framework of linguistic education. The possibilities of using Web applications are presented, namely, the possibilities of implementing the process of preparing future linguists for professional translation activities using Web 2.0 applications.

Ключевые слова

бакалавр; информационные и коммуникационные технологии; интерактивная образовательная платформа; лингвистическое образование; облачные технологии; профессиональная подготовка; смешанная подготовка; цифровая трансформация образования; цифровой контент; цифровые технологии.

bachelor; information and communication technologies; interactive educational platform; linguistic education; cloud technologies; professional training; mixed preparation; digital transformation of education; digital content; digital technologies.


Алисултанова Э.Д., Хатаева Р.С., Алиева Х.К., Албакова А.А.

О СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ABOUT SYSTEMS OF MANAGING THE EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация

В статье проанализированы существующие информационные системы управления учебно-методическим обеспечением образовательной программы и оценена эффективность их использования. Выявлены основные требования к информационной системе управления учебно-методическим обеспечением образовательной программы, на основании требований оценены преимущества и недостатки существующих систем. Предложены рекомендации для создания информационной системы управления учебно-методическим обеспечением образовательной программы, которая будет призвана повысить эффективность образовательного процесса, улучшить качество образования и повысить конкурентоспособность образовательных учреждений.

The article analyzes the existing information systems for managing the educational and methodological support of the educational program and evaluates the effectiveness of their use. The main requirements for the information system for managing the educational and methodological support of the educational program are identified, based on the requirements, the advantages and disadvantages of existing systems are assessed. Recommendations are proposed for creating an information system for managing the educational and methodological support of the educational program, which will be designed to increase the efficiency of the educational process, improve the quality of education and increase the competitiveness of educational institutions.

Ключевые слова

информационная система управления; учебно-методическое обеспечение; образовательная программа; оценка эффективности систем.

information management system; educational and methodological support; educational program; evaluation of the effectiveness of systems.


Гараганов А.В.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ МОЛОДЕЖИ

INFORMATION NEEDS OF YOUNG PEOPLE

Аннотация

В работе анализируется информационная потребность с точки зрения ее происхождения, природы и специфики российской молодежи, в отличие от других человеческих потребностей. На этой основе определяется природа информационной активности человека и коммуникационные возможности. Раскрыты социально-психологические закономерности создания и потребления информационных ценностей, проявление нейросоциального интеллекта, информационного доверия.

The paper analyzes the information need from the point of view of its origin, nature and specifics of Russian youth, in contrast to other human needs. On this basis, the nature of human information activity and communication capabilities are determined. The socio-psychological patterns of the creation and consumption of information values, the manifestation of neurosocial intelligence, information trust are revealed.

Ключевые слова

информационные потребности; потребности молодежи; нейросоциальный интеллект; доверие; средства массовой информации; влияние информации; цифровизация.

information needs; youth needs; neurosocial intelligence; trust; mass media; influence of information; digitalization.


Неустроев С.С.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ШКОЛЬНИКОВ

FOREIGN EXPERIENCE IN TEACHING GIFTED AND TALENTED STUDENTS

Аннотация

Статья посвящена одной из важнейших задач системы общего и дополнительного образования – выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи. Рассмотрены основные элементы выявления, поддержки и развития талантливых школьников в Российской Федерации. Зафиксировано противоречие между интеллектуальным вкладом страны в развитие мировой науки в качестве экспортера человеческого капитала и нарастанием деструктивных тенденций в части привлечения и удержания талантов в системе высшего образования и рынка труда России. В статье представлен международный опыт стран-лидеров в сфере общего образования по вопросам выявления и сопровождения талантливых детей. Сделан вывод о целесообразности использования государственных информационных ресурсов для размещения аналитических материалов по результатам мониторинга лучших международных практик выявления и сопровождения талантливых детей.

The article is devoted to one of the most important tasks of the system of general and additional education - the identification, support and development of abilities and talents in children and youth. The main elements of identifying, supporting and developing talented schoolchildren in the Russian Federation are considered. The contradiction between the country’s intellectual contribution to the development of world science as an exporter of human capital and the growth of destructive tendencies in terms of attracting and retaining talents in the system of higher education and the labor market of Russia is fixed. The article presents the international experience of the leading countries in the field of general education in identifying and accompanying talented children. It was concluded that it is advisable to use state information resources to post analytical materials based on the results of monitoring the best international practices for identifying and accompanying talented children.

Ключевые слова

талантливые дети; одаренные дети; общее образование; дополнительное образование; конкуренция; тестирование.

talented children; gifted children; general education; additional education; competition; testing.